Архив выполненных запросов

«Архив выполненных запросов» - это база заданных ранее вопросов и ответов на них. Здесь можно осуществить поиск нужной Вам информации. Для этого достаточно ввести в поле для поиска часть слова, интересующего Вас понятия или номер запроса.

Поиск
По номеру:
По словам:

Запросов в архиве: 5392

Запрос №1530

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, кто такие староверы-кержаки, как и когда они попали в Западную Сибирь. Чем отличалась их религия

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Кержаки — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. После разгрома в 1720-х Керженских скитов кержаки бежали на восток — в Пермскую губернию, а затем расселились по всей Сибири. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром, например семья Лыковых. В советское время большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.
Источник:
https://ru.wikipedia.org.
Всего доброго!

Запрос №1529

Вопрос: Здравствуйте! Как образовывались колонии ссыльных в Тарском уезде Сибирской губернии, в частности, в деревне Куляба. Аптурак. Чернаковка., Верх-Тарка. Почему людей ссылали в Сибирь? Как они добирались до места ссылки? Может , это были беглые крестьяне?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
В XVII - первой половине XX века в Сибирь ссылали политических (государственных) преступников из разных слоев общества - участников восстаний, заговоров, изменников, шпионов и самозванцев, противников монархического режима, революционеров, старообрядцев. Было несколько видов ссылки: в служилые люди, на поселение, в заключение, на каторгу. С появлением национально-освободительного движения в Сибирь стали ссылать декабристов и польских повстанцев, петрашевцев, народников и др. Сосланные на поселение, по-видимому, и образовывали колонии.
Источники:
Зуев, А. С. Ссылка в Сибирь / А. С. Зуев, С. А. Красильников // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. - Новосибирск, 2009. - С. 171-179.
Кабакова, Н. В. Формирование населения южных уездов Тобольской
губернии в конце XVIII – первой половине XIX вв.: моногр. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008.– 216 с. - http://www.genomsk.ru/doc/polez/form_tob_gub_18.pdf.
Конкретной информации об основании колонии ссыльных в Тарском уезде у нас нет. Рекомендуем вам задать вопрос в Виртуальную справочную службу Новосибирской областной библиотеки (http://www.ngonb.ru/services/faq/ask/).
Удачи!

Запрос №1528

Вопрос: Здравствуйте! Один из первых колхозов в Верх-Тарке назывался имени Савицкого. Расскажите, пожалуйста, об этом участнике Урманского восстания.

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
В просмотренных нами источниках об Урманском восстании и о Гражданской войне на территории Новосибирской области никаких сведений о Савицком не найдено.
Источники:
Гражданская война на территории Каинского уезда : тезисы Региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Новосибирской области и 290-летию города Куйбышева 20 апреля 2012 года / "Музейный комплекс" ; ред. кол.: Н. И. Павлова (отв. ред.) [и др.]. — Куйбышев : [б. и.], 2012. — 155 с.
Шуклецов, В. Т. Гражданская война на территории Новосибирской области / В. Т. Шуклецов. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1970. — 82, [2] с.
Рекомендуем вам задать вопрос в Виртуальную справочную службу Новосибирской областной библиотеки (http://www.ngonb.ru/services/faq/ask/), либо обратиться с запросом в Государственный архив Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 16; эл. почта: rlag@nso.ru; сайт: http://archives.nso.ru).
Удачи!

Запрос №1527

Вопрос: Здравствуйте! До сих пор возле деревень Куляба, Рямок, Доброволька, Аптурак и т.д. сохранились остатки осушительных каналов. По словам старожилов их копали не то каторжники, не то пленные со времен 1 мировой войны. Каким образом они попали в эти края? Помогите, пожалуйста, узнать более точно.

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Действительно, копать осушительные каналы возле указанных Вами деревень могли и каторжники и пленные во время Первой мировой войны.
О пребывании военнопленных времен Первой мировой войны в Сибири см.: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/voennoplennye-v-sibiri.
За более подробной информацией по этому вопросу обратитесь, пожалуйста, в Виртуальную справочную службу Новосибирской областной библиотеки: http://www.ngonb.ru/services/faq/ask/.
Всего доброго!

Запрос №1526

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, кто и каким образом переселялся в деревни Куляба, Комаровка в конце 18, начале 19 века, ведь Транссибирской железной дороги еще не было.

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
До середины 19 века переселение в Западную Сибирь шло стихийно. После отмены крепостного права из густонаселенных губерний России поток переселенцев в Каинский уезд Томской губернии и в том числе в Кыштовский переселенческий подрайон резко возрос. Этому способствовало строительство Транссибирской железной дороги.
Состав русского населения в Сибири пополнялся в середине 18 - начале 19 века за счет сосланных в Сибирь помещичьих крестьян, беглых из России раскольников и вольнопоселенцев. Более прочные корни пускали здесь те, кто приехал сюда по собственной воле.
Источник:
http://old.websib.ru/noos/history/material/sibir_18v.htm.
Всего доброго!

Запрос №1525

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, были ли репрессированные во время коллективизации в селе Верх-Тарка, а так же о судьбе священника и его помощника. Кто учил детей в церковно-приходской школе?.

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Раскулачивание во время коллективизации не обошло стороной ни один регион России. Вероятно были и репрессированные из села Верх-Тарка (Верх-Кулябинское), но никаких данных о них у нас нет.
Вы можете обратиться с этим вопросом в Виртуальную справочную службу Новосибирской областной библиотеки (http://www.ngonb.ru/services/faq/ask/).
в Информационный центр МВД России по Новосибирской области (https://54.mvd.ru/grajdanam/uslugi/icenter).
Всего доброго!

Запрос №1524

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о деревне Леонтьевка: когда образовалась, о борьбе с Колчаком во время Урманского восстания, были ли партизаны из этой деревни, как прошла коллективизация, были ли репрессированные. Откуда прибыли в деревню Дубровские?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Поселок Леонтьевка на реке Таре по данным "Списка населенных мест Сибирского края" основан в 1909 году.Территориально относился к Верх-Тарской волости Каинского уезда. На 1911 г. в селе 16 дворов, 135 жителей.
На момент 1928 г. Леонтьевка числится в Кыштовском районе Барабинского округа Сибирского края. В ней сельсовет, 40 дворов, 221 житель, национальность - белорусы.
Сейчас деревня Леонтьевка находится в Кыштовском районе Новосибирской области.
Источники:
1. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. - Томск, 1911. - С. 352-353.
2. Список населенных мест Сибирского края. Т. 1: Округа Юго-Западной Сибири. - Новосибирск, 1928. - С. 264.
В Западной Сибири в числе первых против колчаковцев и интервентов с оружием в руках поднялось трудовое крестьянство сел, расположенных, по рекам Тара, Тартас, Кама и Омь. Характерной особенностью этого края являются обширные урманы, отсюда и народное название восстания - Урманское. В литературе это восстание обычно называется Тарским. В вооруженной борьбе за восстановление Советской власти участвовало население трех уездов – Тарского, Каинского и Татарского.
Основные центры восстания: Верх-Тарская, Шипицинская, Муромцевская, Кыштовская, Седельниковская, Спасская волости.
В поселке Леонтьевском партизанский отряд сформировал бывший председатель Кулябинского волисполкома большевик Л. Т. Ярошенко. Деятельное участие в восстании принимали жители д. Межовка, а также поселка Леонтьевка (вербовщик— большевик Левон Терех).
Источник:
Шуклецов, В. Т. Сибиряки в борьбе за власть Советов / В. Т. Шуклецов. Новосибирск, 1981. -С. 147-155.
Вы можете также задать вопрос по истории данной деревни в Виртуальную справочную службу Новосибирской областной библиотеки: http://www.ngonb.ru/services/faq/ask/.
Всего доброго!

Запрос №1523

Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что такое хлебозапасный магазин

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
В хлебозапасных магазинах хранились резервные запасы зерна на случай неурожаев или каких-либо бедствий.
Все вопросы, связанные с работой хлебозапасных магазинов, решались на сельских сходах. Заведовали этими магазинами смотрители, которые избирались крестьянами на сходах. Смотритель принимал и выдавал хлеб, а также сообщал крестьянам, кто и сколько сдал зерна или должен сдать.
Весь собранный хлеб был собственностью крестьянского общества. Выдавали хлеб при неурожае по решению сельских сходов в первую очередь на семена, а потом на еду.
Позднее, с развитием путей сообщения появилась возможность быстро перевозить хлеб из одного района в другой, стали строить элеваторы. В советское время стали повсеместно создаваться кооперативы и постепенно хлебозапасные магазины тоже перешли в систему кооперации.
Источник:
http://www.kurgangen.ru/local-finding/Kuriez/Magazei/.
Всего доброго!

Запрос №1522

Вопрос: Здравствуйте. Расскажите что такое одноклассное народное училище МВД?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
Народное училище МВД - до революции это была просто начальная школа, принадлежащая ведомству Министерства внутренних дел. Школы или училища МВД - это одно- или двухклассные начальные училища, которые были организованы в системе административного управления Западной Сибири по линии Министерства внутренних дел России. Иногда их называли земскими, так как финансировались они из средств государственной казны и земских сборов (налогов).
Всего доброго!

Запрос №1521

Вопрос: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о священнослужителях села Верх-Тарки

Ответ: Здравствуйте, Татьяна!
В селе Верх-Тарка, которое ранее называлось Верх-Кулябинским была деревянная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы. Построена она в 1871 г., восстановлена либо после пожара, либо взамен обветшавшей в 1904 г. Входила в состав 34-го Благочиния Томской епархии. В состав прихода на 1900 г. входили населенные пункты Кыштовской волости Каинского уезда: дер. Понькино, Кумба, Комаровка, Мемсовка, Зирчино, Веселая, Бияза, пос. Черновский, Искилимский, Ичинский, Остяцкий. На 1911 г. добавились еще и переселенческие поселки Антуракский и Петровский. На 1914 г. состав прихода: дер. Понькино, Межовка, Леонтьевская,Окуневская, Менчерская, Базыльская, участок Петровский.
С 1897 г. священником данной церкви был Сергей Николаевич Лаврентьев, а псаломщиком с 1907 г. - Василий Андреевич Попов. Ранее место псаломщика было вакантным.
При церкви действовала церковно-приходская школа, открытая по одним данным в 1876 г., а по другим в 1886 году.
Источники:
1. Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. - Томск : Типография Епархиального братства, 1900. - С. 421-422. - http://elib.tomsk.ru/purl/1-1151/.
2. Справочная книга по Томской Епархии за 1902/3 год. – Томск, 1903. – С. 463. - http://elib.tomsk.ru/purl/1-1185/.
3. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год : с дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей : по 1-е марта 1911 г. — Томск : Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. - С. 592-593. - http://elib.tomsk.ru/purl/1-1152/.
4. Справочная книга по Томской епархии / сост. служащими консистории под рук. В. А. Карташева в янв.-марте мес. 1914 г. – Томск, 1914. – С. 415-416. - http://elib.tomsk.ru/purl/1-1110/.
Всего доброго!

Страница:1 ... 388 389 390 [391] 392 393 394 ... 540