Результаты поиска по номеру.
Запрос №4796 Вопрос: Добрый день!
По семейной легенде дед моей бабушки, Здобников Николай Федорович, с братьями имел артель, они строили церкви и золотили купола.
После некоторых исследований мне удалось выяснить, что семья моих предков, Томских мещан Здобниковых, с 1880-х годов проживала в селении Улалинском Бийского уезда Томской губернии, являющиеся центром Алтайской духовной миссии.
Мой предок, Здобников Николай Федорович, ок.1857г.р., отставной рядовой Иркутского резервного батальона, был женат на внучке дьячка и племянницы псаломщика Одигидриевской церкви села Смоленского Бийского уезда. В автобиографии их дочери 1950-х годов записано: отец маляр, работал по найму, мать - домохозяйка, при этом в 1903-1904гг., Здобников Николай Федорович, как представитель от мещан и крестьян села Улалы (порядка 300-350 семей), писал "два ходатайства об отдельном наделении поименованных разночинцев землею от оседлых инородцев Улалинского общества", что говорит о его грамотности и авторитете среди сельчан, позже, между 1907 и 1909 гг., Николай с семьей переселяется в Заречную часть Бийска, где умирает в 1915 году, по воспоминаниям моей бабушки он долго болел после травм полученных при падении с лесов.
Его брат, Томский мещанин Здобников Клемент Федорович, ок.1856г.р. был женат на дочери Улалинского купца Щетинина. Семья Щетининых, активно участвовала в жизни Алтайской духовной миссии, жертвовала средства на различные нужды, а некоторые ее члены часто становились восприемниками у ново крещённых инородцев и их детей. После смерти супруги в 1896 году, Клементий повторно женится и его следы теряются, а в 1917 году он упоминается в избирательных списках уже города Томска, как маляр, проживающий по адресу Семинарский пер. 11, который находился в шаговой доступности от Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Дальнейшая судьба Клементия неизвестна, но примечателен тот факт, что в монастыре похоронен старец Фёдор Кузьмич, в связи с которым есть упоминания третьего брата, Ефрема Федоровича Здобникова (Сдобникова).
В публикации на одном интернет-портале (https://www.k-istine.ru/sants/our_sants_feodor_fedorov_book-07.htm) есть такая версия истории:
«Гражданин Митрополов в октябре 1882 года получил от барнаульского мещанина Ефрема Федоровича Здобникова книгу с надписью: "Книжка, Заключающая в себе Акафист Воскресению Христову и сказание об антихристе". Книгу эту, написанную русскими буквами, но славянским слогом, по словам Здобникова, подарил старец Федор Кузьмич одной благочестивой чиновнице в г.Томске». Цитата из книги «Г. Василич, Константин Михайлов — Александр I = старец Фёдор Кузьмич?» связывает всю историю передачи «книжицы» из рук в руки с Бийском: "Иван Денисович Митрополов, служивший в Синоде при К.П.Победоносцеве, получил в дар от барнаульского мещанина Е.Ф.Сдобникова книгу с надписью: «Книжица, заключающая в себе акафист Воскресению Христову и сказание об антихристе». Книгу эту подарил одной своей почитательнице в Томске старец Федор Кузьмич. Она писана русскими буквами, но славянским слогом. Почитательница - чиновница, живя в Бийске, подарила ее перед своею смертью в 1876 году одной приятельнице, келейнице монастыря Таисии, имеющей теперь в Бийске собственный дом. Келейница Таисия подарила ее Е.Ф.Сдобникову, а Е.Ф.Сдобников - И.Д.Митрополову.
И.Д.Митрополов сверял в Публичной библиотеке в Петербурге почерк, которым написана эта книга-рукопись, с почерком Александра I и нашел, что некоторые буквы были схожи".
Вся найденная информация о Томских мещанах Здобниковых косвенно подтверждает семейную легенду, все братья так или иначе связаны с историями вокруг церкви, но я так пока и не нашла прямого подтверждения семейной легенды, как в прочем и откуда и зачем прибыли Здобниковы в Улалу. Если они действительно строили церкви, то какие? И почему тогда Николай и Климентий - маляры, а не строители?
Ищу любую дополнительную информацию о Томских мещанах Здобниковых и строителях церквей второй половины 19 века в Бийском уезде.
Ответ: Здравствуйте, Ирина Викторовна!
Из текста Вашего запроса видно, что у Вас уже накоплен достаточно большой генеалогический материал по Здобниковым. В имеющихся у нас источниках мы смогли найти лишь несколько лиц с фамилией Здобников (Сдобников) и они могут и не быть Вашими родственниками.
В "Списке лиц, имеющих право в выборах в Государственную думу по Городскому избирательному собранию в Томске" на 1906 год указан Александр Ефимович Здобников, как живший и имевший торговлю на территории Томского уезда.
В "Справочной книге по Томской епархии" на 1914 год значится Александр Евдокимович Сдобников, священник церкви во имя Святителя Чудотворца Николая в селе Устьянском Змеиногорского уезда (с 1909 г.).
В справочнике "Томский некрополь" числится Михаил Александрович Сдобников, сотрудник Томского хлебокомбината, умер в Томске 13 марта 1960 г. Жил на ул. Дзержинского, 10. Некролог о нем дан в газете "Красное знамя" от 15 марта 1960 г.
Источники:
1. Список лиц, имеющих право в выборах в Государственную думу по Городскому избирательному собранию в Томске. — Томск : Паровая типография Натальи Ивановны Орловой, 1906. - С. 35. - URL: https://elib.tomsk.ru/purl/1-10838/ (дата обращения: 27.07.2023).
2. Справочная книга по Томской епархии / составлена служащими консистории под руководством В. А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. — Томск : Товарищество "Печатня С. П. Яковлева", 1914. - С. 23, 351. - URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-1110/ (дата обращения: 27.07.2023).
3. Томский некрополь : траурные сообщения в томской газете "Красное знамя" (1940-1963) / Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Ин-т искусств и культуры, Каф. музеолог., культурного и природного наследия ; [науч. ред. Э. И. Черняк]. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. — С. 182-183.
Всего доброго!